Свидетели великих перемен

С 15 по 28 января в Абаканской картинной галерее им. Ф. Е. Пронских будет работать выставка "Свидетели великих перемен". На выставке можно познакомится с творчеством двух хакассих художников - Владимира Павловича Бутанаева и Андрея Алексеевича Топоева, которым в 2020 году исполнилось бы 95 лет. Так же выставка проводится в рамках Года хакасского язака в Республике Хакасия.

 

В художественной жизни города Абакана 2020 год будет отмечен такими памятными датами как 95-летие со дня рождения выдающихся хакасских художников Андрея Алексеевича Топоева и Владимира Павловича Бутанаева. Творчество обоих художников представляет изобразительное искусство Хакасии периода 1960 – 1980-х годов, времени активного индустриального и культурного развития. Формируясь в эти годы, как яркие творческие индивидуальности, художники А.А. Топоев и В.П. Бутанаев привнесли в искусство высокий уровень изобразительной культуры художественно- образной подачи исторического, этнического, современного «документального» материала.   

Живописные полотна Андрея Топоева возвращают нас к сложным, неоднозначным страницам в истории Хакасии, которые мы сейчас пытаемся заново понять и оценить. В этом смысле, взгляд художника, мировоззрение которого было сформировано в пост-сталинский период «оттепели», интересен отражением таких тем, как гражданская война и коллективизация, строительство новой жизни на селе. Историко-этнографические мотивы его тематических картин решены в характерном для социалистического реализма литературно-повествовательном ключе, но всем этим сценам был придан свой характер –героико-романтический («Гайдар в Хакасии»), драматический («Отверженные народом»), иронический («Проводы шамана»). У живописца был большой потенциал творческих идей, собственного осмысления происходивших в историческом прошлом Хакасии  событий и профессионального мастерства для того, чтобы создавать большие исторические композиции в стиле реализм.

В творчестве художника-графика Владимира Бутанаева получили своё развитие жанры графического пейзажа и портрета. Очевидец активной фазы индустриализации родного края, «встречи веков» (по названию одной из картин), художник сумел передать величие преобразуемой волей человека природы и героизм самих преобразователей, вел своеобразную художественную летопись «в лицах» героев-участников событий тех лет. Важной чертой в его творчестве было отсутствие нарочитой пафосности, наличием которой иногда страдало творчество создателей графических репортажей, работавших на крупных стройках того времени. Вместо монументализации и гигантизма у В. Бутанаева звучит эпичность окружающего пространства, построенная на включении примет цивилизации (проводов, ЛЭП, дорог, тоннелей) в красивый пейзажный вид, часто с неожиданной точки зрения, как соединение в одном пространстве временного и вечного. Например, в индустриальном пейзаже «Общий вид строительства СШ ГЭС» природа остаётся непокорённой, неразгаданной, таящей в себе неясную опасность для человека, как бы заключив с ним «временное перемирие». За каждым портретируемым бригадиром, сварщиком, бетонщиком стояла собственная история и собственные впечатления от величия сибирской природы. Кстати, самого художника интересовало так же и впечатление рабочих от созданных им портретов, и он иногда просил их оставить на лицевой стороне портрета небольшое оценочное мнение, навроде «портретом доволен». Графические работы Бутанаева напряжённые, в них заключена внутренняя прерывистая энергия линии, штриха и пятна, напротив – в акварелях царит разлитая вокруг тишина. Не потревоженная человеком природа давала художнику вдохновение другого качества и позволяла создавать очаровательные поэтические образы («Осенний мотив», «Енисей», «Скала «Жандарм», «Вечность» и другие).

 

 

Ағбан городтыӊ чайаачы чуртазында 2020 чыл мындағ саблығ аттарнаӊ танығлығ полар: саблығ хакас хоосчыларныӊ Топоев Андрей Алексеевич паза Бутанаев Владимир Павловичтіӊ 95 чазынаӊ. Ікі хоосчыныӊ чайаачызы Хакасияныӊ 1960 – 1980 чылларныӊ хоос искусствозы полча, ол чирібістіӊ ӧткін индустриальнай паза культурнай тиліс тузы полған. Пу чылларда чарых чайаачы устар чіли ӧзіп, хоосчылар А. А. Топоев паза В. П. Бутанаев искусствоны хоостар культуразыныӊ пӧзік синінеӊ паза тархын, этническай, амғы тустағы «документальнай» сариларынаӊ пайытханнар.

Андрей Топоевтіӊ чазағлығ хоостары Хакасияныӊ тархынындағы сидік, читіре пілдістіг нимес тустарзар апарчалар, ол тустарны піс хатап чахсы арах оӊнап паза паалап аларға харасчабыс. Ол саринаӊ, хоосчыныӊ кӧрізі, аныӊ кӧрізі Сталин соондағы «оттепель» тустарда пӱт парған, мындағ сурығларға теелче: гражданскай чаа, коллективизация паза аалда наа чуртас пӱдіреріне. Аныӊ алынҷа сурығларға чарыдылған хоостарыныӊ тархын-этнографияа сарилары социалистическай реализмніӊ  литературнай паза повествовательнай оӊдайларына килістірелер. Хоостарында аймах-пасха хылыхтар пілдірче: героико-романтическай («Гайдар Хакасияда»), драматическай («Чонныӊ хыртанызында»), кӱлген оӊдайлығ («Хамны ӱдескені»). Хакасияныӊ пурунғы чуртазындағы полған нимелерні позыныӊ сағызынаӊ оӊнирында хоосчыныӊ кӧрізі, узы читкіҷе полған, аныӊ чайаачы кӱзі илбек полған, хоостары реализмге килістіре чайаалғаннар.

Хоосчы-график Владимир Бутанаевтіӊ чайаачызында графическай пейзаж паза портрет жанрлар полғаннар. Тӧреен чирініӊ индустриальнай тилізін позы хараанаӊ кӧріп, «пурунғы паза наа тус тоғасханын» (пір хоозы ідигӧк адалча) кӧріп, хоосчы, хайди кізі чир-чайаанны пос оӊдайынҷа алыстырчатханын, чонныӊ махачызын чайап салған, ол тустағы киректерде араласхан матырларныӊ махачы омаларын хоостап салған. Аныӊ чайаачызында, ол тустағы улуғ пӱдіріглерде тоғынған хай-пірее хоосчыларныӊ тоғыстарындағы чіли, син азыра кӧдіріліс чох полған. Хоостарда уғаа килкім, «монументальнай» нимелер хоостир орнына В. Бутанаевтіӊ тоғыстарында ибіркініӊ амғы тустарға килістіре алысчатханы  кӧзіділче, хоосчы наа чуртас танығларын сіліг ибіркіге хос салча: эмектер, чоллар, тоннельлер, ЛЭП-тер, пірееде кинетін ибіркіні паза тусты аралабысхан чіли. Кӧзідімге, индустриальнай хоозында «СШ ГЭС пӱдірігніӊ тиксі кӧрімі» ибіркі чир-чайаан чазыт, хайдағ-да пілдістіг нимес, кізее хорғыс ағылчатхан чіли, кізінеӊ ӱр нимеске ле ынархас полыбысхан чіли кӧзіділче. Полған на хоостал парған бригадирде, тимір хабыстырчатхан уста, бетонщикте позыныӊ тархыны, илбек ибіркіге кӧрізі пілдірчеткен. Хоосчыға позына хынығ полған: хайди тоғысчылар постарыныӊ хоостал парған сомнарына хайчалар, пірееде ол хоостыӊ пасха саринда тоғысчыныӊ хоосты паалаанын пас пирерге сурынҷаӊ, «хооснаӊ чарасчам» осхас.

Бутанаевтіӊ графика тоғыстары кӱс хозып пазылған осхас, оларда кӱснеӊ пасхан осхас сиглер, штрихтер паза таӊмалар, олох туста акварельнай тоғыстарында ибіркідегі сымзырых кӧзіділ парған. Кізі сайбабаан ибіркі чайаан хоосчаа кӱс хозып, ағаа уғаа сіліг, чапсых тоғыстар чайирға полысча («Кӱскӱ хос», «Ким», «Жандарм хайа», «Мӧге чуртас» паза даа пасхалары).

 

Научный сотрудник АКГ

Эльвира Казанцева.