«Детям, пережившим ту войну»...

«Детям, пережившим ту войну»...

75-летнему юбилею победы в Великой Отечественной войне посвящается

 «Детям, пережившим ту войну»

 

Детям, пережившим ту войну,

Поклониться нужно до земли!

В поле, в оккупации, в плену,

Продержались, выжили, смогли!

(Валентина Салий «О детях войны»)

Война не выбирает. Детям, рожденным накануне той страшной войны, выпало пережить ее как самую жестокую пору своей жизни. Кто-то из этих детей встретил войну еще совсем маленьким, а кто-то был уже подростком, кто-то жил в городе, а кто-то в деревне – до войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки, которые учились, играли, читали книжки, помогали маме. Война застала советских детей летом 1941-го: кого в гостях у бабушки, а кого-то в пионерском лагере, дети встретили войну кто на переднем крае у западных границ Родины, а кто-то в глубоком тылу. Рано повзрослевшие дети Великой Отечественной заменили ушедших на фронт отцов на промышленных производствах и колхозных полях. Свидетели и участники того трудного времени, дети помогали взрослым как могли, выше своих детских сил, и физических и душевных. Наравне со взрослыми они терпели лишения, помогали по хозяйству, поддерживали мать в трудную минуту, брали на себя ответственность по воспитанию младших и многое другое, что внезапно свалилось на их хрупкие плечи.

В изобразительном искусстве военных и послевоенных лет художники не могли пройти мимо темы военного детства. Живописцы и графики смогли донести до нас всю тяжесть выпавших на долю детей страданий. Для картин, созданных в эти годы характерно драматическое начало, ощущение горечи и тревоги, глубокое сострадание к бедствиям народа. Сильнейшей по воздействию на зрителя является картина живописца Аркадия Пластова «Фашист пролетел» (1942). В 1943 году, по указанию Сталина, картина экспонировалась на Тегеранской конференции и глубоко поразила своим трагизмом Рузвельта и Черчилля, обсуждавших открытие второго фронта.

На первой послевоенной художественной выставке в 1945 году была показана еще одна картина Аркадия Пластова «Жатва», напоминавшая о том, что основными тружениками колхозных полей в военную годину были женщины, старики и дети.

В графике художниками создавались целые серии графических листов, изображающих следы фашистских преступлений, очевидцами которых становились дети. Эти произведения были проникнуты повышенной напряженностью и гневной патетикой. Своим долгом показать истинное лицо фашизма считал художник-график Дементий Алексеевич Шмаринов. В 1942 году он создал цикл антифашистских рисунков под общим названием «Не забудем, не простим», повествующий о тяжких испытаниях и стойкости народа. Эта серия рисунков в 1943 году была издана отдельной книгой в ленинградском издательстве «Искусство» и получила Сталинскую премию.

В центре внимания художников братьев Сергея и Алексея Ткачёвых, выросших в селе, всегда была деревня с её нелёгкой жизнью. Жесткая «правда времени» предстаёт в картинах, показывающих сельские будни военных лет. Эти картины вошли в золотой фонд отечественного искусства.

Тема военного детства продолжала занимать умы и чувства тех художников послевоенных десятилетий, чья память постоянно возвращала их назад, в прошлое, в свое обделенное счастьем детство. Видя перед глазами новые поколения подрастающей детворы, они непроизвольно сравнивали с ними себя в этом же возрасте, и в сердце больно отзывалась война. Как писал в своем стихотворении «Поколение» Олег Дмитриев, родившийся в 1937-м:

С приходом мирной тишины,

Сосредоточенные дети,

Совсем не так, как до войны,

Мы стали жить на белом свете.

 Послевоенные года

В своих свершеньях постепенных

Не возвратят нам никогда

Тех невозможных

Довоенных…

 И к непогоде в нас она

Болит, болит, не заживая,

Отечественная война,

Война вторая, Мировая.

 Их картины-воспоминания не могли быть светлыми и мажорными. Воспоминания о военном детстве буквально изнутри жгли безвременно ушедшего из жизни ростовского художника Олега Ивановича Гойдина (1937 – 1987) и он перенес их тяжесть на холст. На рубеже 1970 – 80-х годов появилась серия «Трудные годы», в которую вошли картины «Школьная перемена», «Дети Сталинграда», «Нянюшка» и «Военный хлебушек».

В картине «Школьная перемена» худенькие ребятишки во время перемены в холодном классе сгрудились возле печурки, отогревают руки и размораживают чернильницы. Рядом с ними изможденная учительница.

Эта картина перекликается с картиной украинского художника Анатолия Андреевича Башкевича (родился в 1937-м) «Первый урок 1944» (1967) Несмотря на тяжелейшие условия военного времени, занятия в школах не прекращались. Школы работали в две и три смены, учебный год начинался с 1 октября, а иногда и позже.

шесть лет до начала Великой Отечественной войны, в 1935 году, в селе Благодарном Семипалатинской области Казахской АССР родился будущий художник Иван Семенович Старушкин. Воспоминания о своем военном детстве он пронёс через всю жизнь. Познав в детстве тяжелый физический труд, голод и лишения, художник не сумел забыть тяготы своего раннего взросления и в конце своей недолгой жизни художественно переосмыслил и образно выразил всё наболевшее на бумаге. Кажется, что всем ходом его судьбы было предуготовлено, чтобы им были созданы графические серии «Тыловое детство», «Письма без ответа», сосредоточившие в себе весь душевный опыт переживаний представителя поколения детей войны. Ведь к профессиональному мастерству в искусстве станковой графики, позволившему выразить важные мысли и чувства, художник пришел лишь на закате своего жизненного пути.

После службы в рядах Советской армии и работы на Сталинградском тракторном заводе Иван Старушкин воплотил свою мечту стать художником, поступив в только открытое в 1957 году Абрамцевское художественно-промышленное училище. Из видов декоративно-прикладного искусства он выбрал художественную обработку дерева и остался верен всю жизнь любимому ремеслу.

В 1971 году Иван Семенович с семьей переехал в Красноярск, где работал при оформительских мастерских Худфонда, принимал участие в художественном оформлении помещений предприятий и организаций, музеев Красноярска, Минусинска и Абакана.

Четыре последних года жизни Иван Старушкин жил в Абакане. Как будто торопясь и боясь не успеть сказать главное, он работал очень интенсивно в станковой рисовальной графике. Выношенные и выстраданные за долгие годы творческие идеи рвались наружу, а возросший к этому времени профессионализм помог оформить мысли в образы. Классическая музыка, сопровождавшая творческий процесс в мастерской художника, помогала наделять образы героев картин большей эмоциональной выразительностью.

Непросто воспринимаются созданные в эти годы произведения, здесь слишком  «обнажен нерв и натянута струна», чувствуется крайняя степень внутренней экспрессии, обострены все чувства, что соответственно усиливает ответную реакцию зрителей. Такое ощущение, как будто художник делился переполняющими его переживаниями, чтобы снизить болевой порог собственных воспоминаний об украденном войной детстве. Но сердце не выдержало такой мобилизации всех душевных сил, и Старушкин умер, как истинный творец, прямо в мастерской, в ходе работы над очередным замыслом.

В фондах Абаканской картинной галереи имени Ф.Е. Пронских хранятся семь графических листов серии «Тыловое детство», выполненных Иваном Семеновичем Старушкиным в 1987 – 1988 годах, в технике карандашного рисунка с добавлением акварели и гуаши. В построении композиции используется один и тот же приём: по центру «черного» листа изображен старый, надорванный по краям, пожелтевший от времени листок бумаги, на котором по центру проступают как бы полустёршиеся от времени фигуры героев картин-воспоминаний.

Предлагаем Вам познакомиться с графическими работами Ивана Семеновича Старушкина перейдя по ссылке https://xn--80agu.xn--80aaac0ct.xn--p1ai/iskusstvo/starushkin-i.-s.html.

Каждый год, вспоминая войну, мы вспоминаем защитников Отечества и тех, кто смог обеспечить надёжный тыл и приблизить Великую Победу. Каждый год уходят от нас ветераны войны, но мы подошли к тому рубежу, когда начинает уходить и поколение детей войны. «Дети войны» вошли в преклонные года, далеко не все они хотят ворошить болезненные воспоминания и пугать своих внуков и правнуков страшными рассказами о том, как их детство совпало с суровой реальностью войны. Но это совсем не значит, что молодое поколение не должно знать об этом страшном явлении в судьбе нашей Родины. Мы не должны забывать о тех, у кого не было времени на детство, в ком рано закалялся дух, и кому в послевоенный период предстояло из руин поднимать страну. Искусство же поможет транслировать историческую память через времена, сохраняя самое главное – духовный опыт поколений.

Материал подготовила

Казанцева Э.Н., научный сотрудник

Абаканской картинной галереи им. Ф.Е. Пронских