Художники Хакасии

Пронских Федор Ефимович

Биография:

Пронских Федор Ефимович – художник живописец. Родился 18 марта 1927 года в селе Михайловка Кемеровской области, член Союза художников России (1990), заслуженный работник культуры Республики Хакасия (1996), ветеран Великой отечественной войны.
Учится после войны было трудно, но Федор Ефимович был счастлив тому, что имел возможность получать образование. После окончания Витебского художественно-графического педагогического училища в 1960 году возвращается в город Прокопьевск, активно включается в художественную жизнь Кузбасса. В 1963 году переезжает в город Абакан, участвует в организации первой детской художественной школы, которая в первые годы базировалась в школе № 20 города Абакана. С приездом в Хакасию, новую для художника природную среду, упорно и настойчиво ездит летом и осенью, весной и зимой на этюды. Его тема определилась сама собой: хакасский пейзаж.
Художник Федор Пронских принадлежал к тому типу людей, которые раз избрав любимое занятие и любимую тему, оставался верным им десятилетиям.
Первой пейзажной картиной в Хакасии стала его композиция «Вечер в детстве» (1963). На фоне хакасских гор и перелесков играют вечерние лучи солнца. Композиция проста и безыскусственна.
Названия работ пейзажного цикла определяют творческий метод художника. В его основе – живое, непосредственное общение с натурой. Он пишет картины раннего утра, дыхания осени и весны, последнего снега, зимнего вечера, серого дня. Ему особенно были близки пейзажные сюжеты Таштыпа, Саян, сумерки в горах, старые деревья. Сложная гамма холодных цветов часто создает образ природы взволнованный и драматичный. Серия пейзажей «Теплый август», «Осенний день», «И вновь весна», «Прекрасная пора, очей очарованье», «Таштып», «Ранняя весна», «Пейзаж с юртой» выполнена в лирическом ключе. Они красивы и тонки по цвету, образны по содержанию. Каждая работа художника – познание природы и жизни людей Хакасии. Его картины «Сено убрано», «Дорога в Курлугаш», «Пейзаж со стогами», «Озимые», «Подножье гор», «Мостик через речку», «Пейзаж с юртой», «Курганы в горах» несут качественно новые черты, появившиеся в творчестве Федора Пронских в 90-е годы ХХ века. Композиционные и колористические поиски автора, характер распределения цветовых пятен свидетельствуют о целенаправленном стремлении показать не природу саму по себе, а присутствие человека и его усилий среди нее, жизнь и преобразующую деятельность человека. Степь, перелески, подножья гор являются активным фоном для рассказа художника о Хакасии. Передавая свое любовное отношение к изображаемому, художник лепит цветом мельчайшие детали. В целом пейзажи решены в сдержанном колорите, построенном на сочетании близких цветов, он пишет небольшими пастозными мазками.
Серия пейзажей «Буря», «Последние лучи», «Деревья умирают стоя», «Старая береза» полна задумчивой созерцательности, раздумий, трепетности, живого чувства.
В свои летние выезды на пленэр он посещает свои любимые места – Таштып, Саяны, которые, вероятно, очень напоминали природу его родного Кузбасса.
В целом, в творчестве Федора Пронских можно отметить сильные стороны его искусства – непосредственность восприятия конкретного материала и богатство ассоциативного мышления. И хотя больших полотен с картинной композицией у Федора Ефимовича нет, в творчестве художника преобладают работы этюдного характера, тем не мене они написаны с натуры. Это заметки художника о том или ином состоянии природы, времени года, уголке местности. Картины написаны с натуры, но это не копирование природы, а умение отобрать наиболее характерные черты и создать ее некий обобщенный образ. Есть в его работах своеобразная символика цвета – средство выражения его мыслей, настроения, мироощущения. Этюдность работ Федора Пронских определена его педагогической деятельностью  с выездом с детьми на пленэр. Для художника-педагога работа с детьми всегда школа. Верность природе, определенная как кредо творчества Федора Пронских – итог его живописных поисков.

Галерея работ
Утро раннее
Морозное утро
Дыхание осени