Художники Хакасии

Серебряков Григорий Андреевич

Биография:

Из автобиографии художника:
«Серебряков Григорий Андреевич, родился в 1938 году 1 января в семье крестьянина в селе Александровка  Евдаковского  района Воронежской области. В Хакасию переехали в 1939 году в село Знаменка Боградского района. Учился в школе, рисовал изредка. В 1957 году призван  в ряды Советской Армии.  В 1964 году поступил в художественное училище им. В.И. Сурикова в городе Красноярске, но по состоянию здоровья пришлось оставить училище.
Работал художником-оформителем в художественном фонде РСФСР, в художественно-производственной мастерской.
Начал выставляться с 1967 года на областных, краевых, зональных и республиканских выставках. В настоящее время работаю в художественно-производственных мастерских, работаю постоянно творчески для выставок».  
                                                                    (из архива И.К. Кидиековой, запись 1995 г.)

Григорий Серебряков на первых художественных выставках участвует как самодеятельный художник. Начиная с 1964 года на 60 выставках разного уровня, было представлено более 300 живописных работ художника, которые ныне хранятся в  музеях, частных собраниях и учреждениях Хакасии. Он - опытный музейный экспозиционер. Некоторое время работал художником-реставратором в Хакасском краеведческом  музее. Имеет медаль за участие на выставке в Москве к 60- летию Октябрьской революции.
К 70-летию Октябрьской революции, в Красноярске состоялась его персональная выставка. Григорий Серебряков член Союза художников с 1993 года. 25 лет назад в селе Знаменка организовал картинную галерею и его родной совхоз «Знаменский» безвозмездно получил 50 работ художника. Столько же работ подарил Абаканской картинной галерее. Заслуженный работник культуры Республики Хакасия (1998).
Основным направлением творчества Серебрякова является пейзаж и натюрморт, хотя в его художественном архиве есть несколько портретов людей села, среди которых особенно примечательно внимание к старости человека – «Портрет Перепелкиной Н.Г.» (долгожительница 101 год), «Портрет Саражаковой А.К.» (1982), «Портрет матери» (1987), «Портрет бабушки» (1970),  «Портрет брата Володи» (1965), «Портрет брата Алексея» (1970), «Вова Злотников» (1965), «Портрет участника войны» (1969). Это портреты - картины.  Лица даны крупным планом. Сам формат картин, как обычно для Григория Андреевича – большой, 100х80, 120х80 см. Заметно стремление художника писать людей простых по статусу, но значительных по силе духа, они полны какой-то суриковской мощи и силы, неодолимости народного духа. При этом портреты интересно решены в колористическом отношении.
Одной из тем всегда волнующих художника, является тема войны. «Трудные годы» (1978), «Старый патефон» (1989), «Фронтовые письма» (1987), «День Сталинской Конституции» (1990), «Черные деревья» (1982), «Последние известия» (1985) решают тему войны в бытовом плане.  Художник выразительно передает чувство тревоги и ожидания.  Впечатления военных лет продолжают жить в его полотнах.  Художник не констатирует эпизоды и не рассказывает о событиях военного времени, его интересует аспект нравственной силы человека тыла, который письмами, догорающей свечой, портретом не вернувшихся с войны или ушедшего на войну, через предметы быта военного времени в материнском доме.  В  позах людей угадывается большая сдержанная сила. Автор не скрывает, что его герои и их быт от самой земли. В этом сказывается отношение автора к изображаемым людям: его сочувствие и глубокое уважение к труженикам села, знание их нелегкой жизни. Здесь все конкретно, осязаемо, зримо.
Получив уроки мастерства у красноярского живописца Юрия Ивановича Худоногова, Григорий Серебряков вырабатывает свой творческий метод, в основе которого лежит живое, непосредственное общение с натурой.
Сюжеты своих произведений он ищет в повседневной обыденности, а труд им мыслится как основа бытия. Возможно, поэтому картины Григория Серебрякова привлекают верностью правде жизни без формальных эффектов. Особенно это проявляется в его интересе к жанру натюрморта. Натюрморты художника – это, прежде всего интерес к личности человека, его внутреннему миру, к результатам его труда. «Редька и редис» (1977), «Иван- чай» (1984), «Натюрморт с грибами» (1985),  «Хакасские предметы быта. Медная посуда» (1987), «Солнце и цветы» (1987), «Яблоки на темном фоне» (1988), «Марьин корень» (1990), «Калина и рябина» (1990), «Тыква» (1990), «Грузди» (1990), «Цветы и подсолнухи» (1992), «Натюрморт с корзиной» (1993), «Дары огорода» (1994), «Букет» (1995), «Калина красная» (1996), «Пионы» (1997), «Степные травы» (1997), «Сухие листья» (1997),  «Второй хлеб» (1981). Эти натюрморты несут черты жизни человека и среды. Первые натюрморты носят постановочный характер. Постепенно художник отходит от сугубо жанрового к пластически-образному видению, от внешневидовой стороны к эмоционально-образной выразительности.
Особенностью миропонимания художника является близость тех предметов, которые несут печать жизни в руках сельчанина. Он восхваляет красоту земли и дело человеческих рук. И картошка,  и грибы, поникшие подсолнухи торжественны и красивы в своих мешках, лукошках, на грубо сколоченном столе, все свято, лучезарно, значительно. Это и глубокое осмысление того, как взаимосвязаны  вещи и люди их создавшие. Хлеб, картошка, тыквы в натюрмортах ощущаются как плоды рук человеческих. Интересны они и по живописным достоинствам. Натюрморты  отличает, как собственно и пейзажные работы живописная культура художника. Красивое звучание цвета достигается  через продуманное цветовое единство золотистых, коричневых, земляных тонов.
Вся цветовая фактура полотен Григория Андреевича жизнерадостна и светоносна. Тема хлеба, плодов земли хакасской связана непосредственно с теми, чей труд создает это богатство. Человеческая населенность чувствуется во всех его натюрмортах.
Григорий Серебряков происходит из семьи, многие поколения жившей на земле. Район его детства окружен горами и долинами, поэтому они вошли в его географию, как человек – в семью и общество. Некогда Поль Сезанн утверждал, что искусство – это гармония, параллельная натуре, и что ошибочно в картинах видеть только изображение ландшафта.  Это может в полной мере отнесено к картингам Григория Серебрякова. Ведь его живопись – это, прежде всего цвет и свет – действующие лица живописи, которые на холсте производят впечатление написанных пейзажей. Серебряков концентрируется на мощном и ассоциативном  цветовом ритме. В живописи в общих чертах Григорий Серебряков выражает все, что его волнует, в ней он находит богатую возможность передать свое мироощущение. Это идеальное средство для его послания в мир, где снова усиливается тоска по подлинным, эстетическим, этническим и духовным ценностям. Для художника живопись – это предпосылка всех преобразований в жизни. Его картины как всякое творение не только соотносимый с миром образ, но и новый аспект самого мира как целого. Творчество Григория Серебрякова интересно зрителям своими живописными качествами, способностью художника воплощать цветом красоту родной земли. Он замечательный колорист. При всем разнообразии мотивов, красок, настроений, переданных в его произведениях, за каждым из них идеалы автора и его мысли о жизни и времени.

Галерея работ
Цветет пикульник
Абаканский речпорт