Художники Хакасии

Бурнаков Михаил Андреевич

Биография:

В сотне километров на запад от Абакана, на взгорьях и холмах, в притаежной зоне, раскинулись небольшие аалы Усть-Чуль, Лырсы, Четвертая ферма. В них еще сохранились самые типичные черты хакасских аалов, со старыми строениями домов, юрт, построенных из бревен, крытых берестой или корой деревьев. Эту характерность, скрытую поэзию обыденного, ощущаешь и сейчас в этих местах.
Для Михаила Бурнакова эти места были не просто родиной. В них соединилось все самое личное, самое поэтическое, интимное, что было в душе этого очень совестливого, остроумного человека со скрытой болью и тревогами. Наделенный тонкой ранимой натурой, художник жил делами и заботами людей этих мест, ездил и писал эти места. Судя по настроению его пейзажей можно разглядеть глубоко поэтическую взволнованность и всегда острую ностальгию по миру своего детства и юности. Но за этими, оберегаемыми настроениями и чувствами было рождено все лучшее в творчестве Михаила Бурнакова – пейзажиста, портретиста, жанрового художника, блестящего живописца школы Е.Е. Моисеенко.
В его короткой творческой биографии случилось так, что эти чувства и настроения питались тем, что связывало его с Теей. Пейзажами родного дома на фоне гор, домами близких людей, «Первым перевалом», «Первой зеленью» - легкими набросками-этюдами он хотел уберечь и защитить от гибели то, что было для него бесконечно дорого: свое детство, своих близких, родные места, свою землю. Мир детства для него был реальным, он передавал его с натуры серьезно и взволнованно.
Этот мир с непосредственностью острого художественного восприятия присутствует во всех работах Бурнакова, в данном случае в его разнообразных живописных пейзажах.
Его пейзажи - живой изменчивый мир. Он владел мастерством удерживать короткое состояние, когда вдруг земля начинает зеленеть, когда виден дымок из юрт, а раз так, значит, в них есть жизнь. Способность делиться тем, что ему было дорого, что он любил, стремление в других пробудить  радость, удивление, какие он испытывал сам, были присущи художнику и человеку - Михаилу Бурнакову. Он открывает вековечные курганные камни, куда он поселяет человека, тем самым одухотворяя этот мир человеческим присутствием. Ему было важно писать конкретный для него кусочек земли, с неповторимым, узнаваемым обликом, настроением, характером. Сила живого впечатления создавалась точностью попадания цвета и тона, мягкостью мазка, в умении живописными средствами передать рисунок избы, изгороди, камня, полосы леса, фигуры животных и людей. И все полно движения. В работах  нет застывшей поверхности; краски живут, мерцают, переливаются, то они густые, плотные как земля, то прозрачные,  светящиеся изнутри чистотой неба, воды, снега.
Художник владел безукоризненным мастерством извлекать природную живописность из реальной природы. В небольшом количестве живописных этюдов, через цвет, ритм, он выстраивает весь живописный строй природы.
Круг творческих интересов был широким, более всего его дарование получило воплощение в другом жанре живописи - портрете. С портретом связана вся его творческая жизнь. Портрет был для Бурнакова главной темой, больше чем пейзаж.
Он начал  с портретов близких ему людей - матери, сестер, родственников. Ранние работы скупы и сдержаны в цветовом решении, построены на сочетании оттенков серого, охристо-зеленого, порой буро-красного цвета. Постепенно выявляется свободная живописность, сочность мазка, свежесть живописной фактуры, создается ощущение движения, живой изменчивости и красочной насыщенности. Цветовая сдержанность и эмоциональная живописность определили звучание портретов сельчан.
Галерея мужских образов, очень простых, внешне неподвижных, замкнутых в себе, живущих в своей потаенной внутренней жизни. Мужчины, как сам народ, сильный, наделенный точными приметами своего времени. Простые лица, но как умно и зорко, порой иронично и смешливо смотрящие из-под нависших бровей.
Даже тогда, когда Бурнаков пишет своих «Сибирских партизан», «Сталеваров», «Ленин на конгрессе» и все жанровые картины - они вобрали в себя то, что им найдено в портретах. Они сами становятся групповым портретом людей определенной эпохи.
В портретах мужчин  таится сила, она в пристальном взгляде глаз, в сдержанности жестов.
В этюдах к картине «Праздник урожая» композиция должна была стать, судя по эскизу отражением традиционного праздника с полетом коней,  яркими образами празднично облаченных женщин. Замысел остался неосуществленным, однако долгий путь к картине был серьезным творческим опытом, определившим главные художественные интересы и устремления живописца.
Сфера искусства Бурнакова, таким образом – хакасские аалы и его жители, в плане содержание - природные основы человеческой жизни, естественное постоянство в круговороте жизни.
Каждый из его героев, в этюдах художника,  представляет собой законченный одиночный, двойной или групповой портрет. Что их объединяет? Строгая полихромная цветовая гамма создает атмосферу внутренней сосредоточенности,  затаенного накала чувства и мысли. Стесненная, как бы ни оставляющая места движению, жесту, порыву, композиция этих работ делает остроощутимой внутреннюю динамику переживания. Торжественно строгие, с печатью прожитой жизни или молодые, полные непосредственности, мягкие по натуре, молодые или старые, красивые лица, иногда сильные или нервные, энергичные и задумчивые – все это свидетельствует об избирательном интересе к натурам, близким ему своей добротой, личным отношением к жизненным коллизиям, целеустремленным или страдающим.
Открыв своих героев, почувствовав способность воплощать образы людей, отмеченных особой печатью национального характера, Бурнаков отказался от любых, сопутствующих решению главной задачи разъяснений – сюжетных, повествовательных, обстановочных.
Он понял, что может сказать о современниках и современности галереей человеческих лиц, где особое место занимают портреты творческих деятелей своей эпохи.
Работа «Портрет Н.Ф. Катанова» отмечена характерными чертами типично бурнаковской манере письма, воплощает концепцию мастера в портретной живописи.
Люди интеллектуального труда, подвижники искусства и науки - излюбленные черты Михаила Бурнакова. Он тщательно всматривается в их лица, улавливает своеобразие внешности и характеров, четко фиксирует профессиональные и психологические особенности модели.
В круг портретных характеристик легко и естественно входят портреты людей в возрасте. Это особая любовь художника. Все эти портреты обладают характеристикой внутренней гармонии человека, прожившего жизнь, где уже все упорядоченно, очищено, в героях всегда эпоха отраженна художником просветленно и достойно.
Художник в портретной характеристике, прежде всего, берет самоценность человека. Цвет перевоплощается в натуру, обретает средства выражения гибкой, пульсирующей, живой души и тела портретируемых.
Приверженность художника естеству, сохранение верности идеалам своего детства и юности, извечная любовь этих стариков к своим детям, органическая связь Бурнакова с этими людьми вдохновляла его желание сохранить образы этих людей. Это были в основном этюдные работы. Он их писал для себя. В будущем эти образы могли и должны были вырасти до концептуальных полотен художника.
Цельность художественного наследия Михаила Бурнакова заключена в том типе его мировосприятия, которое стало его творческой и человеческой позицией. Его творчество было поиском знаний о мире, в котором мы живем.
Замечательна живописная система художника. Она основана на жизненном опыте и той непосредственности восприятия жизни, которые он воспринимал как реальность, как устойчивую полноту бытия. В этом плане личные судьбы людей, человеческие горести и радости, впечатления и чувства представляют собой целостность земного бытия. Тот короткий творческий путь Бурнакова вел его к утверждению жизнесоздающих начал.
Сын простых сельских тружеников, сумел осуществить свою заветную мечту – стать живописцем, преодолевая многочисленные препятствия. Абаканское педучилище, Ленинградское художественное училище, Академия Художеств - стали для него реальностью и самым серьезным жизненным уроком. При этом первые годы самостоятельной жизни художника стали главным рубежом в творческой жизни. Именно они погрузили его в истинное призвание.
В существе, в самой природе его творчества лежал натурный, непосредственно из действительности подчеркнутый запас представлений, которым Бурнаков всегда оставался верен.
Наследие Михаила Андреевича Бурнакова составляет самобытную страницу изобразительного искусства Хакасии.  Какие  образно-пластические открытия им сделаны: в сфере живописи ему принадлежит неоценимые колористические находки. Он  нашел особые композиционные формы свободного динамического построения.  Но главное – умение видеть окружающий мир во всей его первозданной ценности.

Галерея работ
Встреча веков
Хакас с трубкой
Портрет чабана
Старуха с жерновом